Главная » Статьи » Психология » Разное

О влиянии пола и возраста на креативность подростка

Сегодня школа ориентирована на решение проблемы гуманизации образования, то есть на создание разнообразных условий для всестороннего развития ребенка с учетом их индивидуальных особенностей, на адаптацию к жизни в информационном мире, на воспитание креативной личности, которая в условиях современного общества могла бы свободно ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях. На этом фоне с особенной остротой встает проблема формирования интеллектуального потенциала молодежи, воспитания молодого поколения личностей, способных обеспечить высокий уровень конструкторских разработок и технологий. Тем самым в учебных заведениях пытаются создать надежную научную основу для решения актуальных социальных, экономических, экологических и других проблем в обществе.

Креативность — это способность индивидуума продуцировать соответствующие и новые вещи. Она является процессом преобразования знаний (с ним связаны воображение, генерирование гипотез, флотация), необходима для любой деятельности, детерминируя успешность. По Дж. Гилфорду, основными особенностями (признаками) креативности являются: оригинальность (способность человека порождать небанальные и неожиданные решения), пластичность (способность к многочисленным решениям), подвижность (способность переходить от одной части задачи к другой), способность генерировать разнообразные идеи в ситуациях, которые не имеют подсказок и ориентиров для этих идей.

Раскроем результаты эмпирического исследования, целью которого стало: исследование возрастных и половых особенностей развития характеристики креативности у подростков. Выдвигается гипотеза: возраст и пол подростков влияют на развитие и уровень креативности.

Объектом исследования стали ученики 7–10 классов общеобразовательной средней школы. Всего 194 учеников: ученики 7 классов - 52, ученики 8 классов - 47, учащиеся 9 классов - 67, ученики 10 класса - 28. Среди избранных респондентов: девушек - 96 (7 классы - 27, 8 классы - 21, 9 классы - 31, 10 классы - 17); ребят - 98 (7 классы - 25, 8 классы -26, 9 классы - 36, 10 классы - 11).

Из обобщенных данных, можно сделать вывод, что у подростков доминирует средний уровень креативности. Респондент, имеющий креативность, может ее не проявлять, потому восприятие задачи предполагает адаптивное поведение.

По поводу половой разницы в креативности мысли ученых имеют разногласия. Из данных видно, что между ребятами по показателю креативности существуют незначительные, но статистически достоверные различия — уровень креативности у ребят достоверно выше, чем у девушек.

С помощью других данных можно увидеть, что существуют статистически достоверные различия по показателям креативности в различных возрастных группах, то есть возраст исследуемых влияет на креативность.

По утверждению некоторых ученых, кризис 13 лет – отрицательный этап периода полового дозревания. Снижение обучаемости и работоспособности, дисгармония ребенка, отхождение от предварительно установленной системы интересов. Кризис 13 лет похож на переход развития от школьного до пубертатного возраста, является переломным, поворотным пунктом в развитии.

Креативность в возрасте 14 лет больше, чем в 13 лет. Это можно объяснить тем, что 14–15 лет — психологический возраст крайних противоречий. Этот возраст пытливого ума, стремлений к познанию, развития волевых черт характера, настойчивости в достижении цели, умения преодолевать трудности. 15-16 лет — это критический период, когда происходит резкое снижение креативности. Такой результат, по мнению ученых, можно объяснить эмоциональной нестабильностью, импульсивностью и колебаниями настроения, несдержанностью, нервозностью.

kerberia Игорь Кербер 23.03.2018 48 0.0/0
возраст, подросток, личность, исследование, креативность, развитие, психология



Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Рейтинг@Mail.ru